Резиновые напольные покрытия!

Требования безопасности к конструкции и размещению конвейеров

1.5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К КОНСТРУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ КОНВЕЙЕРОВ

 

Требования к конструкции. Конвейеры, предназначенные для транспортирования горячих грузов, должны иметь закрытые или защищённые трассы в зоне горячих мест. При этом температура нагретых наружных поверхностей кожухов или ограждения не должна превышать 45 °С.

 

Конвейеры, предназначенные для транспортирования пылевидных, пыле—‚ паро- и газо-выделяющих грузов, должны иметь укрытия, снабжённые местными отсосами для подключения аспирационных устройств или оросительных систем.

 

Элеваторы, предназначенные для транспортирования мокрых грузов, должны быть закрыты по всей длине кожухами или щитами.

 

Загрузочные и разгрузочные устройства должны исключать заклинивание и зависание в них груза, образование просыпей (выпадение штучных грузов) и перегрузку конвейера. В местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или машину должны быть предусмотрены устройства, исключающие падение грузов с конвейера или машины. Приёмная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть выполнена так, чтобы загрузка конвейера обеспечивалась горизонтальным перемещением груза или с небольшим уклоном в сторону загрузки, и исключался подъём груза.

 

Ходовые пути подвесных грузонесущих конвейеров на участках погрузки и разгрузки грузов вручную должны быть расположены на такой высоте, чтобы подвески с грузом перемещались на расстоянии 0,6-1,2 м от уровня пола. Высота, на которую вручную приподнимают подвески с грузом при установке их в транспортное положение, была не более 0,2 м от уровня пола.

 

На наклонных конвейерах (наклонных участках конвейеров) при транспортировании штучные грузы должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять положение, принятое при загрузке. В конвейерах, установленных с наклоном, должна быть исключена возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с грузом при отключении привода.

 

Роликовые неприводные конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для гашения инерции движущегося груза.

 

Ленточные конвейеры, предназначенные для транспортирования мокрых и липких грузов, должны иметь устройства для очистки от налипшего груза с обеих сторон нижней ветви ленты, приводных, концевых и отклоняющих барабанов. Ленточные конвейеры должны иметь также устройства для удаления с поверхности нижней ветви просыпавшихся и упавших грузов.

 

Ковшовые элеваторы должны иметь устройства для очистки внутренней поверхности элеватора (зона загрузочных и разгрузочных патрубков) от налипшего груза или люки, обеспечивающие доступ обслуживающего персонала для выполнения этой операции.

 

На ленточных конвейерах, длиной более 15 м, для предотвращения боковых смещений ленты должна быть предусмотрена установка направляющих и центрирующих устройств. Не допускается буксование ленты на приводном барабане. В случае возникновения буксование должно быть

ликвидировано способами, предусмотренными конструкцией конвейера (увеличением натяжения ленты, увеличением давления прижимного ролика И т.п.).

 

Гравитационные уклонные участки путей толкающих напольных и подвесных конвейеров следует выполнять с уклоном не более 6 % . Для гашения скорости грузовых тележек на этих участках пути должны быть установлены тормозные устройства.

 

На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.

 

Тупиковые участки путей подвесных толкающих конвейеров должны быть снабжены упорами, исключающими возможность падения грузовых тележек. Грузовые натяжные устройства подвесных конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и конечные выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.

 

Наклонные участки конвейеров, кроме подвесных, должны быть снабжены ловителями для захвата тягового элемента в случае его обрыва. Возможность установки конвейера без ловителей проверяют расчётом предельного угла наклона конвейера для каждого конкретного случая. Участки подъёма и спуска ходовых путей с разницей высот более 1,0 м толкающих подвесных конвейеров должны быть оборудованы ловителям тягового элемента и устройствами для захвата грузовых тележек, действующими при обрыве тягового элемента или  срыве грузовой тележки. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.

Для подвесных конвейеров скорость движения подвесок при загрузке и разгрузке их вручную на ходу конвейера должна быть не более 0,25 м/с.

Скорость движения ленты конвейеров при ручной разгрузке должна быть не более: 0,5 м/с — при массе отбираемого груза до 5 кг; 0,3 м/с — при массе наибольшего груза, превышающего 5 кг.

 

Составные части конвейеров массой более 16 кг, имеющие неудобную для строповки конструкцию, должны иметь приспособления или места (отверстия, приливы, рым-болты

и т.п.) для подъёма грузоподъемными средствами. Общие требования безопасности к конструкции и размещению конвейеров всех видов и назначений, применяемых в любой отрасли народного хозяйства, устанавливает ГОСТ 12.2.022-80.

 

Требования к устройствам средств защиты. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, опорные ролики и ролики нижней ветви ленты в зонах рабочих мест, ремённые и другие передачи, шкивы, муфты и т.п.), к которым возможен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены.

 

Защитные ограждения должны быть откидные (на петлях, шарнирах) или съёмные, изготовленные из отдельных секций. Для удобства обслуживания защищённых частей конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки. Ограждения, дверцы и крышки должны быть снабжены приспособлениями для надёжного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения. Ограждения приводных, натяжных и отклоняющих барабанов ленточных конвейеров должны закрывать сверху и с торцов барабаны и участки ленты, набегающей на барабаны, на длине не менее R + 1 м от линии касания барабана с лентой (R - радиус барабана, м), чтобы исключать доступ обслуживающего персонала в эти места для ручной уборки просыпи при работе конвейера.

Ограждения следует изготавливать из металлических листов или сетки с размерами ячеек не более 20 * 20 мм. Не допускается изготавливать ограждения из наваренных на каркас прутков и полос. Для подвесных конвейеров размер ячеек сетки может быть увеличен в зависимости от транспортируемого груза. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены:
— канаты и блоки натяжных устройств, груз натяжных устройств на высоту его перемещения и участок пола под ним;
— загрузочные устройства для насыпных грузов, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;
— приёмные устройства (бункеры, горловины машин и т.п.), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;
— нижние выступающие части конвейеров, пересекающие проходы для людей (проезды), при помощи устройства навесов, продолженных за габариты конвейеров не менее чем на 1,0 м;
— участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещён проход людей, при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 0,9 м от уровня пола.

 

Передвижные конвейеры, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, необходимо оградить по всей длине перилами высотой не менее 0,9 м от уровня пола. Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

 

Ленточные конвейеры, предназначенные для эксплуатации на открытых площадках, должны быть оборудованы защитными средствами, предотвращающими возможность сброса ветром ленты или транспортируемого груза. На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены автоматические устройства для остановки привода при появлении аварийной ситуации.

На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями‚ дробилками и т.п.)‚ приводы конвейеров и всех машин необходимо сблокировать так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались‚ а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.

С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.

 

Конвейеры в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками «Стоп».

Конвейеры с открытой трассой длиной более 30 м должны быть дополнительно оборудованы включающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для обслуживания.

 

На подвесных конвейерах вдоль трассы допускается устанавливать аварийные кнопки «Стоп» с шагом не более 30 м.

Подвесные конвейеры на участках загрузки и выгрузки должны быть оборудованы выключающими устройствами.

В схеме управления конвейерами должны быть предусмотрены блокировка или установка предупредительной сигнализации, исключающие возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

 

На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двухсторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически перед выключением привода конвейера.

 

На рабочих Местах должны быть помещены таблички, поясняющие значение применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.

 

Требования к размещению. Конвейеры, кроме подвесных, необходимо устанавливать так, чтобы расстояние по вертикали от наиболее выступающих частей конвейера (транспортируемого груза) до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) было не менее 0,6 м.

 

Подвесные конвейеры следует располагать так, чтобы исключалась необходимость перемещения подвесок с грузом над рабочими местами и проходами (проездами), либо в случае производственной необходимости над рабочими местами должны быть сооружены защитные ограждения на высоте не менее 2,0 М от уровня пола, способные задержать упавший с подвески груз.

 

При размещении стационарных конвейеров должна быть предусмотрена возможность применения в доступных местах трассы конвейера механизированной уборки из-под него просыпавшегося (очищенного) груза без остановки конвейера.

 

В производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах вдоль трассы конвейеров при их размещении должны быть предусмотрены проходы по обе стороны конвейера для безопасного монтажа, обслуживания и ремонта.

 

Ширину проходов следует определять как расстояние от выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) до наиболее выступающих частей конвейера (транспортируемого груза).

 

Высоту проходов следует определять как расстояние от уровня пола до низа выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем). В наклонных галереях высоту следует измерять по нормали к полу.

 

Ширина проходов для обслуживания конвейеров должна быть не менее: 0,7.м — для конвейера, обслуживаемого с одной стороны; 1,0 м — для пластинчатого конвейера, обслуживаемого с двух сторон; 1,0 м — между параллельно установленными конвейерами (ширина прохода между параллельно установленными конвейерами, закрытыми по всей трассе жёсткими или сетчатыми ограждениями, может быть уменьшена до 0,7 м); 1,2 м — между параллельно установленными пластинчатыми конвейерами, обслуживаемыми с двух сторон.

 

Ширина проходов для монтажа и ремонта конвейеров должна быть не менее 0,4 м. Высота проходов должна быть не менее: 2,2 м —— для конвейеров, установленных в производственных помещениях; 1,8 м -— для конвейеров, установленных в галереях, тоннелях или на эстакадах.

 

По ширине прохода вдоль трассы конвейеров, размещённых в галереях, имеющих наклон к горизонту 6...12° должны быть установлены пастилы с поперечинами, а при наклоне 12° — лестничные марши.

 

Через конвейеры длиной свыше 30 м, размещённые на высоте не более 1,2 м от уровня пола до низа наиболее выступающих частей конвейера, в необходимых местах трассы конвейера должны быть сооружены мостики для перехода людей и обслуживания конвейеров, ограждённые поручнями высотой не менее 0,9 м.

 

Мостики через конвейеры необходимо располагать на расстоянии друг от друга: 30...50 м —— в помещениях; не более 100 м — в галереях, на эстакадах; 250 м — в карьерах.

 

Мостики должны располагаться так, чтобы расстояние от их настилов до наиболее выступающей части транспортируемого груза было не менее 0,6 м, а до низа наиболее выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) — не менее 2,0 м. Ширина мостиков должна быть не менее 1,0 м.

Конвейеры, у которых оси приводных и натяжных барабанов, шкивов И звёздочек находятся на высоте более 1,5 м от уровня пола, должны иметь площадки для обслуживания, ограждённые поручнями высотой не менее 0,9 м.

 

Необходимо, чтобы расстояние по вертикали от настила до низа выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) было не менее 2,0 м.

 

Лестницы мостиков и площадок должны иметь ширину не менее 0,7 м, наклон к горизонту — не более 45°, поручни высотой не менее 0,9 м. На участках конвейеров, осмотр которых проводят реже одного раза в смену, допускается устанавливать мостики с вертикальными лестницами шириной не менее 0,6 м. Настилы мостиков и площадок должны быть сплошными нескользкими.

 

Контроль выполнения требований безопасности должен проводиться: при проверке конструкторской документации на конвейеры и их размещение; после изготовления конвейеров, транспортируемых в собранном виде предприятием-изготовителем, при приёмочных испытаниях; после окончания монтажа наладки и обкатки вновь устанавливаемых конвейеров; после аналогичных работ, вызванных переносом конвейера на другое место или расширением конвейерной линии; после капитального ремонта и реконструкции конвейеров.

 

Контроль должен включать проверку конвейера как в нерабочем, так и в рабочем состоянии, внешний осмотр и замер контролируемых параметров.